Линкор HMS Royal Oak был спущен на воду в 1914 году. Это был здоровенный баттлшип, почти 200 метров длиной и 30 тыс. тонн водоизмещения. В Первую Мировую он участвовал в Ютландском сражении, потом нес службу на Мальте и в Гибралтаре. В 1939 линкор вернулся в Портсмут, был в одной боевой операции, после чего относительно медленный и старый корабль решили направить в Скапа Флоу, для участия в противовоздушной обороны базы. Экипаж корабля. на тот момент составлял около 1200 человек. Спойлер Скапа Флоу со времен Первой Мировой считалась безопасной якорной стоянкой. В 1914 и в 1918 немецкие подлодки пытались прорваться сюда, одна села на мель и была захвачена, другую засекли и утопили. Вполне возможно, что эти успехи к 1939 расслабили англичан, и все были уверены, что проникнуть в бухту невозможно. Однако капитан немецкой лодки U-47 Гюнтер Прин считал, видимо, иначе. Основным маршрутом входа в бухту и сейчас и тогда был южный и западный проливы (Хокса и Хой): Спойлер Проливы с восточной стороны – у островов Баррэй и Южный Рональдсей, считались несудоходными – во-первых сами по себе они были неглубокие, во-вторых на фарватерах были затоплены старые суда, чтобы полностью исключить возможность прохода этим путем. Однако какие-то лазейки все-таки оставались. В ночь с 13 на 14 октября 1939 в час максимального прилива U-47 прошла проливом Кирка, успешно обогнув все препятствия. Безлунная ночь способствовала тому, что лодка Прина осталась незамеченной. Практически сразу при выходе из пролива, с лодки заметили Royal Oak, стоящий на якоре. Последовали два торпедных залпа, приведшие к гибели линкора и большей части экипажа (почти 900 человек).U-47 ушла тем же путем. Если наложить маршрут Прина (конечно же примерный) на современную навигационную карту, то выглядеть он будет примерно так (красная линия – прорыв, синяя – отход, синяя петля – первая и вторая атаки с интервалом в 12 минут): ОСТОРОЖНО! Огромная карта Спойлер Стоит отметить, как в боевых условиях Прин умудрился пройти таким непростым маршрутом ночью без всяких GPS, остаться незамеченным и спокойно уйти. По рассказам местных, чьи родственники жили на побережье бухты в те времена, на утро после гибели линкора берег был завален деревянными обломками, матросскими койками и прочими свидетельствами страшной катастрофы. Вот это место, где он погиб: Спойлер Последние годы из бункеров линкора постоянно вытекала нефть, поэтому в 2010 была проведена серия операций по ее откачке, сейчас вроде утечка существенно уменьшилась. Операции эти проводились по результатам сонарного обследования корпуса: Спойлер В музее Скапа Флоу хранится табличка с названием линкора, поднятая с него одним дайвером. Вообще Royal Oak – историческое место и подъем чего либо с него запрещен. Табличку эту вытащили нелегально, дайвер переехал вместе с ней в Канаду, а уже потом его родственники вернули ее в Скапа Флоу: Спойлер
Было дело, плавал я в Silent Hunter 3 в Скапа-Флоу, дело трудное. Очень много корветов и эсминцев охраняют. Вообще, играя в фулл реализме, из 10 попыток прорваться получилось один раз. Один раз я наскочил на отмель и в остальных случаях меня топили. А ведь там еще минных заграждений нет. Так что дело довольно таки сложное.