История меча (2): Великое переселение народов

Тема в разделе "Техника", создана пользователем Jaguar86, 14 Октябрь 2013.

  1. Jaguar86

    Jaguar86 Royal Navy Royal Armoured Corps Royal Air Force

    Сообщения:
    1.081
    Продолжаем рассказ про историю меча.
    Материал взят с http://ludota.ru/
    http://ludota.ru/istoriya-mecha-2-velikoe-pereselenie-narodov.html

    Напомню, мы остановились на том моменте, когда римская пехота сменила свой короткий меч – «гладиус», на оружие конницы — «спату». Но и она вскоре морально устарела.
    В это время целые народы — гунны, готы, вандалы, аллеманы, лангобарды, франки, рвали себе лучшие земли у Рима и друг друга.
    Началось Великое переселения народов, время, которое еще называют Темными веками.

    [​IMG]

    Теперь парадом командовали те, кого римляне презрительно звали «варвары».
    Именно они, спустя века, дадут миру современную Германию, Францию и другие страны. И именно в их войнах будет написана история меча.

    В новых реалиях войны эфес традиционной кавалерийской спаты оказался недостаточно удобен, и оружейники принялись искать оптимальное решение.

    Великое переселение народов породило несколько типов меча, которые были изучены и классифицированы шведским оружиеведом Элисом Бемером.

    Его коллега из Англии Эварт Окшотт упростил классификацию, сделав ее более наглядной для восприятия:

    [​IMG]

    Давайте теперь отойдем от сухой схемы и «вживую» посмотрим на них.



    Тип 1 — простота и функциональность
    Вот, например, меч типа 1, а вернее, его реконструкция от чешского кузнеца Патрика Барты. В основе этого меча — находка в Дании, в озере Крагехул:

    [​IMG]

    О том, как он оказался в озере, я расскажу чуть ниже.



    Тип 2 — оружие готов Теодориха
    Несколько мечей типа 2 хранятся в Париже, в музее Клюни.
    Вот один из них:

    [​IMG]

    Именно такими мечами пользовались воины Теодориха — готского вождя, ставшего в 493 году правителем Рима.

    [​IMG]

    Кстати, несколько готских мечей второго типа было найдено на Тамани, то есть в Краснодарском крае. Сейчас они хранятся в музее города Кёльн.

    Находка интересна еще и тем, что вместе с ними удалось впервые обнаружить готские ножны с сохранившимися крепежными петлями для портупеи. Возраст находки — полторы тысячи лет!



    Тип 3 — мечи из датских болот
    Неуклюжий на вид эфес меча весьма обманчив. Это оружие хорошо лежит в руке, причем благодаря именно такой, «растянутой», форме.

    [​IMG]
    Меч с рукоятью и серебряными накладками ножен, из болота в Крагехуле, Дания, IV–V вв. н. э.

    Рукояти мечей третьего типа делались из дерева, а затем покрывались бронзой, серебром или золотом. Однако, история меча знает и оружие этого типа с рукоятями, целиком отлитыми из бронзы.

    Судя по находкам, эти мечи имели хождение на Севере Европы.
    По крайней мере, явное их большинство обнаружено в торфяных болотах Дании.

    Там они оказывались далеко не случайно.
    Дело в том, что на территории современной Дании издревле существовали священные озера, в которые местных жители приносили жертвы богам — проще говоря, топили свои дары в их водах.

    [​IMG]
    Рубаха, найденая в Шлезвиг-Голштейне, в Торсбъергском торфянике. Сшита из 4 кусков: передняя и спинная части, сшитые в плечах + два рукава. Вырез на вороте отсутствует: просто оставлено отверстие для головы. На задней стороне каждого рукава, 7 см от плечевого шва, располагались складки, для большего прилегания в районе сшивания рукава и основной части рубахи. Каждый рукав сужался по направлению к кисти, но не из-за покроя рукава, но для более узкого сшивания конца рукава. Рукав с узким манжетом был довольно длинным; визуальный эффект подобного рукава можно видеть на миниатюрах в манускриптах: небольшие складки, окружающие туго завязанное запястье. Согласно измерениям, рубаха доходила до середины бедра человеку приблизительно 172-173 см ростом, а край отверстия ворота доходил до ключиц. Манжеты и подол рубахи были украшены тесьмой. Описание взято из группы «КИР «Готский Путь» вконтакте.

    Если жертвовали, например, глиняные сосуды, то их набивали камнями, а предметы покрупнее крепили ко дну озера большими деревянными крюками.

    Так они и были обнаружены археологами, начавшими исследования датских болот в середине 19-го века.

    Само жертвоприношение было поставлено на широкую ногу.

    Дно священных озер представляло собой отдельные участки, на которых лежали оружие, утварь, жертвенные животные и т. д.

    Между собой участки разделялись изгородью, в роли которой иногда выступали вертикально воткнутые в дно копья или мечи.

    Со временем озера превратились в торфяные болота, и многовековые жертвы оказались законсервированы в торфе.

    Он-то и помог многим предметам сохраниться до наших дней.

    Так, в одном из болот Южной Ютландии археологи нашли рубаху (на фото) и две пары штанов, сшитых в период между 60-м и 200-м годами нашей эры.

    То есть, этой одежде, которая, кстати сказать, в прекрасном состоянии, почти столько же лет, сколько и христианству!

    А это, согласитесь, уже совсем уникальные находки.



    Тип 4 — меровингский удар
    И вот мы плавно переходим к четвертому типу мечей Великого переселения народов. Это, пожалуй, самые шикарные образцы.

    Именно четвертый тип получил название «меровингский меч», или, в обиходе «меровинг», хотя правители франков из династии Меровингов пользовались и более ранними образцами.

    [​IMG]

    Я уже немного рассказывал об этом оружии прошлой осенью, но, думаю, все равно стоит сказать о нем пару слов.

    «Меровинг» мог обладать клинком длиной около 75 см, причем его ширина у основания на ряде образцов достигает шести с половиной сантиметров. Обычно же она не превышала пяти — это длина спичечного коробка.

    Вот один из таких мечей, который хранится сейчас в историческом музее финской столицы:

    [​IMG]

    Нетрудно рассмотреть, насколько эфес такого меча отличается от эфеса гладиуса или спаты. Его рукоять уже не точеная из дерева и кости, но, большей частью, выполнена из металла.

    Навершие и гарда собирались подобно гамбургеру: деревянную пластинку обжимали двумя бронзовыми и всю конструкцию соединяли воедино заклепками.

    На другом, тоже музейном, экземпляре деревянные пластинки сгнили, а железный клинок покрылся обильной патиной. Однако, на нем отлично видны заклепки, соединявшие слоеные гарду и навершие.

    [​IMG]



    Больше чем оружие
    Как видим, Великое переселение народов дало нам множество прекрасных и богато украшенных мечей.

    Что интересно – простых, «народных», мечей такого типа в природе не существовало. Или шедевр или ничего.

    Рядовые воины сражались копьями и топорами, а франки использовали еще и метательные топоры — франциски:

    [​IMG]

    Меч же был не просто оружием — он был привилегией военных вождей. Ну и особо доблестных воинов, заслуживших такой дорогой подарок из рук своего вождя. В те времена история меча творилась избранными, но пройдет совсем немного лет и… об этом в следующий раз .



    «Камень жизни» и кольцо
    Помимо богатых украшений, мечи могли снабжаться кольцами и «камнями жизни».

    О кольцах я уже рассказал, не поленитесь почитать – там много интересного. Вот, кстати, меч с кольцом в одном из музеев, на этот раз — английском.

    [​IMG]

    А вот о «камнях жизни» я еще не говорил. Исправим это недоразумение.

    Одним из главных героев саги о конунге Хрольфе Краки стал меч, прозванный Скофнунг. «Он был лучшим из всех мечей, какие только встречались в северных землях», — говорит о нем сага.

    Когда Хрольф Краки был похоронен, вместе с ним в курган положили и его меч. Но на этом история меча не закончилась. Прошло приблизительно двести лет и в 9 веке могилу конунга разорил некто Скегги.

    Он «сошел на берег, ворвался в гробницу Хрольфа Краки и взял Скофнунг, меч конунга».

    Скофнунг встречается нам в нескольких сагах и мы видим, что он часто проявляет характер. Оказавшись в руках невежды, он обрекает его на поражение, а в руках внимательного и чуткого к магии воина — приносит победу.

    Как подобает мечу такого уровня, его наделяли магическими свойствами.

    Так, например, рану, нанесенную Скофнунгом, можно было исцелить только одним способом – потереть «камнем жизни». Этот камень всегда был вместе с мечом, так что его хозяин становился очень значительной фигурой. Он мог убивать и лечить по своему усмотрению.

    Вообще «камень жизни» часто упоминается в сагах, но, видимо, это было совершено обыденное для людей того времени понятие. Поэтому найти описание того, как именно он выглядел и как крепился к мечу, пока не удалось.

    [​IMG]

    Однако часто, при раскопках могил III-V веков, археологи находят рядом с мечом усопшего крупные бусины из камня, керамики, стекла или пенки. Иногда они бывают оправлены в золото.

    Бусины просверлены насквозь и видимо раньше крепились к оружию с помощью кожаного шнурка.

    Английский исследователь Эварт Окшотт считал, что эти бусины вполне могли быть теми самыми «камнями жизни»…


    В следующий раз мы с вами поговорим о каролингских мечах — именно они стали легендарным оружием викингов и даже удостоились отдельного памятника в Норвегии.


    Литература
    Эварт Окшотт «Археология оружия»

    Коллектив авторов «Всадники войны»