Мифические летуны

Тема в разделе "Техника", создана пользователем Der_Chert, 4 Сентябрь 2013.

  1. Der_Chert

    Der_Chert Royal Navy Royal Armoured Corps

    Сообщения:
    124
    «Фридрих» – самый страшный зверь

    Нет, это не то, о чем вы сразу подумали, модная нынче тема “попаданцев в прошлое” тут совершенно не при чем. Речь ниже пойдет о различных “призрачных” типах самолетов, которые встречали, с которыми вели воздушные бои и сбивали летчики ВВС стран, сражавшихся по обе стороны Восточного фронта. Иными словами, о неправильно идентифицированном противнике. Случаи неверного опознавания вражеских самолетов, довольно частые в практике воздушной войны, можно условно разделить на три группы:

    1. Самолеты, реально не существовавшие, либо построенные только в виде прототипов и малых серий, которые не участвовали в боевых действиях на фронтах ВОВ и никоим образом не могли попасть в прицел летчиков воюющих сторон;

    2. Самолеты, строившиеся серийно и принимавшие участие в боях, но не состоявшие на вооружении в конкретных ВВС, либо просто физически отсутствовавшие на участках фронта, где их «встречали» воздушные противники;

    3. Обычная путаница типов из-за их внешнего сходства (классический пример – Messerschmitt Bf 110 и Dornier Do 17/215), либо недостаточно хороших условий для верной идентификации а также плохой информированности летчиков.

    Ниже речь пойдет, в основном, о типах, подпадаюших под пункт 1, вкратце постараюсь остановиться и на п.2, ну а п.3 слишком банален и малоинтересен, чтобы тратить на него драгоценное время и силы :) Итак, поехали...

    СССР: ВВС КА, ВВС ВМФ, ИА ПВО ТС.

    «Хейнкель»-113, Хе-113

    [​IMG]


    Пожалуй, наиболее распространенный на советско-германском фронте «призрак», который с первых дней войны наши летчики встречали и записывали сбитым в «товарных количествах». Впервые воздушная победа над «Хе-113» была засчитана летчикам 401-го (испытательского) иап ОН 3 июля 1941 года на Западном фронте и далее такие «хейнкели» довольно часто и регулярно фигурируют в оперативных и отчетных документах штабов советских авиационных частей и соединений до второй половины 1942 года, но единичные случаи встречаются и намного позже. Последний «сто-тринадцатый» по имеющимся у меня данным, был сбит летчиком 92 иап младшим лейтенантом Гревцовым, летавшим на Ла-5, аж 20 октября 1944 года!

    [​IMG]

    Однако для столь массового заблуждения «сталинских соколов» имелись веские основания. Дело в том, что весной 1940 года в Германии была организована целая кампания по мистификации и дезинформации разведок противника, для чего использовались девять экземпляров уствновочной серии неудачного истребителея He 100D-1. Для подтверждения того, что самолёт якобы действительно принят на вооружение Люфтваффе, его фотографии широко публиковались с разными эмблемами, что должно было показать его широкое распространение. Для большего запутывания реальных и потенциальных противников самолет в этих источниках назывался He 113. Всего было продемонстрировано три фиктивных боевых подразделения. Два из них не имели названия, а третье называлось в прессе «Blitzgeschwader» и его самолеты якобы имели на носах эмблему в виде довольно крупной «молнии».

    Вероятно, самая известная фотография He 100D-1 "в роли" истребителея He 113.

    Мероприятия по дезинформации имели успех: в СССР, во всех предвоенных материалах для нужд истребительной авиации и ПВО (справочники, плакаты, таблицы силуэтов) обязательно были нарисованы силуэты и приведены технико-тактические характеристики «He-113». Например, в справочнике “Самолеты Германии”, выпущенном в 1941 году военным издательством Народного Комиссариата Ообороны Союза ССР для частей ВВС и ПВО Красной Армии, Осоавиахима и ГВФ (к этому изданию я буду не раз еще возвращаться ниже, поскольку именно из него “растут уши” в большинстве случаев “фантастической” идентификации немецких самолетов нашими пилотами). В действительности же все самолеты He 100 были сведены в эскадрилью ПВО авиазавода Хейнкеля в Мариене и на фронтах никогда не использовались. За «Хейнкель»-113 советские летчики принимали, как правило, истребитель Messerschmitt Bf 109 модификаций F-2 и F-4 (Friedrich), довольно сильно внешне отличавшийся от хорошо известного перед войной у нас варианта Bf 109Е и не знакомый нашим авиаторам. Спустя около года после начала боевых действий, наконец, более-менее разобрались, что это за «зверь» противостоит в небе советским пилотам и мифические «Хе-113» практически исчезли со страниц штабных документов.

    «Мессершмитт»-115, Ме-115

    Вы будете смеяться, но это таки все то же самое! :) Аналогично «Хейнкелю»-113, «Ме-115» у нас в начале войны называли 109-е «фридрихи», только в отличие от описанной выше ситуации, совершенно непонятно, откуда взялось в советских авиачастях это название - «Мессершмитт»-115, такого самолета совершенно точно в природе не существовало даже в виде прототипа, в «Самолетах Германии» и таблицах силуэтов его также нет… В чьей «светлой» голове родилась столь гениальная мысль – придумать малознакомому «мессеру» новый цифровой индекс, видимо, теперь уже никогда не удастся точно установить. Вероятно, имелась какая-то дезинформация со стороны противника, возможно у какого-нибудь пленного немецкого летчика на допросе «разыгралась фантазия», но факты таковы, что «Ме-115» достаточно прочно (хотя и не в столь изрядных количествах, как «Хе-113») обосновался на страницах различных документов штабов советских авиачастей и соединений летом 1941 года (первым «Ме-115», официально засчитанным нашим истребителям, по имеющимся у меня сведениям, стал самолет, сбитый на МиГ-3 старшим лейтенантом Тарасовым П.Т. 29 августа 1941 года в районе южнее Чудово под Ленинградом), а исчез приздуманный «мессер» даже немного раньше, чем «Хе-113»: последний сбитый самолет зафиксирован в документах 9 июля 1942 года, после чего Ме-115 в оперативной хронике и отчетах штабов более не встречается.
    [​IMG] [​IMG] [​IMG]
    UPDATE
    Благодаря помощи коллеги Samsv с авиационно-исторического форума, удалось пролить некоторый свет на вопрос о возникновении Ме-115. В "Спецсообщении Разведывательного Управления Генерального штаба Красной Армии о направлении развития вооруженных сил Германии и изменениях в их состоянии" от 11.03.1941 содержится следующая информация:

    Б. Самолеты, находящиеся в опытном строительстве

    Истребители
    а) Одноместный истребитель Мессершмитт Ме-115, с мотором Даймлер-Бенц ДВ-603 мощностью 1500—1700 л.с.
    По-видимому, данная информация получила какое-то распространение в советских авиационных частях и при появлении незнакомого самолета военные сочли, что перед ними внедренная в серию опытная разработка (которой, насколько я понимаю, в реальности все-таки не существовало)...

    Продолжение следует

    (с)http://owl-99.livejournal.com/26651.html
     
    Jaguar86 нравится это.
  2. Jaguar86

    Jaguar86 Royal Navy Royal Armoured Corps Royal Air Force

    Сообщения:
    1.081
    Известная мистификация. Также немцы приняли первые Ла-5 за "Супер Рату", хотя к И-16 он практически не имеет отношения.