1. Enfield

    Enfield Royal Navy Royal Armoured Corps Royal Air Force

    Сообщения:
    130
    [​IMG]
    Mark I — британский тяжёлый танк периода Первой мировой войны. Разработан в 1916 году. Первый в истории танк, применённый в боевых действиях (15 сентября 1916 года, Битва на Сомме). Родоначальник семейства британских «ромбовидных» танков. Танк Мк.1 стал первой серийной тяжёлой бронированной машиной, разработанной на базе нескольких прототипов, в основе которых было шасси трактора "Холт". В группе разработчиков работал лейтенант У. Уилсон, именно ему принадлежит идея применить большие опоясывающие гусеничные ленты. Впоследствии все танки времён Первой мировой войны приобрели предложенные им характерные очертания.
    Решение о постройке танков было принято в 1915 году, окончательно первая модель танка (танком, то есть «баком» её назвали для того, чтобы дезинформировать противника при перевозке по железной дороге) была готова в 1916, когда прошла испытания и первый заказ на 100 машин поступил в производство. Это был танк Mk.1 — довольно несовершенная боевая машина, выпускавшаяся в двух модификациях — «самка» (англ. Female) (только с пулемётным вооружением) и «самец» (англ. Male) (пулемёт и две 57-мм. пушки).
    Первый танк
    Прототип был продемонстрирован в январе-феврале 1916-ого года, и вскоре поступил первый заказ на серийное производство. В марте был создан новый род войск, на вооружение которого должна была поступить новая техника. В середине 1916-ого года первые танки поступили на вооружение тяжёлого подразделения пулемётного корпуса, к этому времени заканчивалась подготовка экипажей. Танк Мк.1 представлял собой громоздкую и массивную машину, приводимую в движение бензиновым двигателем "Даймлер" мощностью 78, 3 кВт (105 л. с). Первоначально предполагалось установить сверху бронированную башню, но на испытаниях выяснилось, что такая конструкция не отличается устойчивостью. От башни отказались.
    Вооружение
    На танках-«самцах» основное вооружение составляли две нарезные 57-мм пушки модели Six Pounder, Single Tube. Являвшиеся разработанным в 1915 году сухопутным вариантом скорострельного морского орудия, принятого на вооружение в 1885 году, 57-мм орудия имели вертикальный клиновой затвор, гидравлический откатник и пружинный накатник. Длина ствола орудия составляла 40 калибров / 2 280 мм. Орудия размещались в спонсонах танка на тумбовых установках, с вращающейся частью которых были связаны закрывавшие амбразуру спонсона цилиндрические щиты. Наведение орудия осуществлялось при помощи простейшего плечевого упора, без каких-либо механизмов; при этом, так как наводчик с каждого борта находился слева от орудия, его положение ограничивало углы горизонтального наведения до 0…110° с правого борта и 245…355° с левого. Для наводки орудия на цель служил простейший телескопический прицел. Боекомплект орудий составлял 334 унитарных выстрела, размещавшихся в укладках в нижней части спонсонов и стеллажах между их боковыми стенками. Единственным изначально доступным снарядом к ним был осколочно-фугасный, с пороховым зарядом и донным взрывателем. Начальная скорость этих снарядов составляла 554 м/с, а максимальная дальность стрельбы ими — 6 860 м, хотя эффективная ограничивалась приблизительно 1 800 метрами. Максимальная скорострельность орудий составляла 15—20 выстрелов в минуту.
    Позади пушек в спонсонах «самцов» в размещались два 7,7-мм пулемёта «Гочкисс» M1909 с воздушным охлаждением ствола. Кроме этого, на танках обоих вариантов один такой пулемёт размещался в лобовой части танка и обслуживался командиром, и в некоторых случаях ещё один пулемёт устанавливался в корме танка. Все пулемёты «Гочкисс» были съёмными и вели огонь через амбразуры, закрывавшиеся в остальное время броневыми крышками. На танках варианта «самка» место 57-мм пушек и пулемётов «Гочкисс» в спонсонах занимали четыре 7,7-мм пулемёта «Виккерс». Эти пулемёты имели водяное охлаждение стволов, закрывавшихся броневыми кожухами и размещались на тумбовых установках с поворотными щитами, схожих с установками 57-мм орудий. Углы наведения пулемётов были выбраны таким образом, чтобы обеспечивать им в сумме почти круговой обстрел, ограниченный лишь далеко выдающимися гусеницами танка. Боекомплект пулемётов составлял 5760 патронов для «самцов» или 30 080 патронов для «самок», в лентах по 320 штук. Кроме этого, каждый член экипажа имел револьвер, для стрельбы из которых в различных частях танка имелись закрывавшиеся броневыми крышками порты. Из-за малой подвижности танка и ограниченных секторов обстрела его основного вооружения, личному оружию экипажа отводилась важная роль в ближней обороне танка.
    Средства наблюдения и связи
    Основным средством наблюдения за местностью для командира и водителя являлись смотровые лючки в верхнем лобовом листе корпуса, закрывавшиеся броневыми крышками, которые могли открываться или закрываться полностью, либо оставлять узкую смотровую щель. Кроме этого у командира и водителя имелись перископические смотровые приборы в крыше рубки, но из-за затруднительности их использования в боевых услових, от них вскоре отказались. Остальные члены экипажа имели в своём распоряжении лишь смотровые щели в различных частях танка. С внутренней стороны щели закрывались защитным стеклом, но последнее легко разбивалось при обстреле и танкисты часто получали ранения от осколков или брызг свинца через открытые щели.

    Каких-либо средств внутренней связи в танке не имелось, как и штатных средств внешней. Для внешней связи испытывались различные способы — сигналы флажками, лампой и подобными средствами, однако в условиях плохой видимости на поле боя и особенно изнутри других танков они оказывались малоэффективными; на некоторых танках применялась голубиная почта, но голуби плохо переносили условия внутри танка и часто гибли. Предпринимались попытки использовать телефонную связь через прокладываемый танком кабель, но длина последнего оказывалась совершенно недостаточной. Единственным надёжным, но крайне опасным средством была связь через пеших посыльных.
    Двигатель и трансмиссия
    На Mark I устанавливался рядный 6-цилиндровый бесклапанный бензиновый карбюраторный двигатель водяного охлаждения, марки Daimler/Knight. Имея рабочий объём в 13 литров, двигатель развивал максимальную мощность в 105 л.с. при 1000 об/мин. Двигатель устанавливался на раме в средней части корпуса, вдоль продольной оси танка. Два топливных бака, ёмкостью 114 литров каждый, размещались по бортам от рубки в самой верхней части танка, так как бензин подавался в двигатель самотёком. При сильном наклоне танка во время движения, подача топлива могла прерываться, и тогда одному из членов экипажа приходилось вручную переливать бутылкой бензин из бака в карбюратор. Радиатор системы охлаждения двигателя размещался в корме танка слева, а выхлопные трубы выводились на крышу и не имели глушителей.

    В состав трансмиссии Mark I входили:

    Карданный вал
    Главный фрикцион по типу конуса на феродовой подкладке
    Двухступенчатая механическая, со скользящими шестернями, главная коробка передач
    Червячный редуктор
    Дифференциал
    Две бортовые двухступенчатые механические коробки передач, объединённые с дифференциалом
    Два ленточных тормоза
    Две цепные передачи
    Два однорядных шестеренчатых редуктора

    В управлении трансмиссией принимали участие одновременно 3—4 человека: водитель, управлявший главным фрикционом и коробкой передач, а также координировавший действия остальных; командир танка, управлявший бортовыми тормозами и один или оба помощника водителя, отвечавших за бортовые коробки передач.
    Ходовая часть
    На первых моделях использовались 2 специальных направляющих колеса, но вскоре оказалось, что они являются лишними и даже вредным элементом конструкции-они часто ломались при повороте танка и можно было обойтись без них, при этом изменение направления движения обеспечивалось разной скоростью вращения гусеничных лент.
    Боевое применение
    Впервые танки (модели Mk.1) были использованы английской армией против немецких войск 15 сентября 1916 года во Франции, в «Битве на Сомме». В ходе боя выяснилось, что конструкция танка недостаточно отработана — из 49 машин, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32 (17 танков вышли из строя из-за неполадок), а из этих тридцати двух, начавших атаку, 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя по техническим причинам. Тем не менее, даже оставшиеся 18 танков смогли продвинуться вглубь обороны на 5 км, причём потери англичан в этой наступательной операции оказались в 20 раз меньше обычных.

    Танк преодолевал проволочные заграждения и траншеи шириной 2,7 метра. Броня держала попадания пуль и осколков снарядов, но не могла выдерживать прямого попадания снаряда.

    Хотя из-за малого количества танков фронт не удалось прорвать окончательно, новый вид боевой техники показал свои возможности и выяснилось, что танки имеют большое будущее. В первое время после появления танков на фронте, немецкие солдаты боялись их панически называя их "Бронированными монстрами".
    Характеристика
    Mark I (Mk I)
    Классификация: Тяжёлый танк/пехотный танк
    Боевая масса: 28,45 тонн («самец»), 27,43 («самка»)
    Компоновочная схема: «Ромбовидный» танк
    Экипаж, чел.: 8
    Производитель: Великобритания William Foster & Co,MCCW
    Годы производства: 1916
    Годы эксплуатации: 1916—1917
    Количество выпущенных, шт.: 75 («самец»), 75 («самка»)
    Основные операторы: Великобритания
    Длина корпуса, мм: 8060 (без «хвоста»), 9910 (с «хвостом»)
    Ширина корпуса, мм: 4200 («самец»), 4380 («самка»)
    Высота, мм: 2450
    Клиренс, мм: 420
    Тип брони: Стальная катаная
    Лоб корпуса, мм/град.: 10-12
    Борт корпуса, мм/град.: 10-12
    Корма корпуса, мм/град.: 10
    Днище, мм: 5-6
    Крыша корпуса, мм: 5-6
    Калибр и марка пушки: 2 × 57-мм (6-фнт) «Гочкис» L/40(«самец»)
    Тип пушки: нарезная
    Длина ствола, калибров: 40
    Боекомплект пушки: 332 («самец»)
    Дальность стрельбы, км: 1,8
    Прицелы: оптический
    Пулемёты: 4 × 8-мм «Гочкис» («самец»); 4 × 7,7-мм «Виккерс», 1 × 8-мм «Гочкис» («самка»)
    Тип двигателя: «Даймлер», карбюраторный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения
    Мощность двигателя, л. с.: 105
    (при 1000 об./мин)
    Скорость по шоссе, км/ч: 6,4
    Запас хода по шоссе, км: 38
    Тип подвески: жёсткая
    Удельное давление на грунт, кг/см²: 1,2
    Преодолеваемый подъём, град.: 22
    Преодолеваемая стенка, м: 1,0
    Преодолеваемый ров, м: 3,5
    Преодолеваемый брод, м: 0,45

    Материал был взят с Википедии, а также из энциклопедии Кристофера Шанта "Танки"